- Родительская категория: Неврология и нейрохирургия
- Категория: Диагностика и лечение черепно-мозговой травмы у детей
Алгоритм обследования пострадавших с черепно-мозговой травмой обеспечивает наибольшую эффективность лечебно-диагностических мероприятий, направленных на сохранение жизни пострадавшего, уменьшение степени его инвалидизации при наименьших экономических затратах и достаточной доступности населения.
Санкт-Петербургской школой детских нейрохирургов в течение многих лет разрабатывается и внедряется «педиатрическая» модель оказания медицинской помощи детям с черепно-мозговой травмой. В 1997 году на I Всероссийской конференции «Травма нервной системы у детей» эта модель признана оптимальной и рекомендована к широкому внедрению. Сущность «педиатрической» модели состоит во включении в первичную диагностику черепно-мозговой травмы у детей, кроме неврологического осмотра, нейросонографии и ограничение применения краниографии и КТ. Рекомендуется применять нейросонографию всем детям, перенесшим черепно-мозговую травму, независимо от ее тяжести. КТ используется только для подтверждения выявленной патологии при нейросонографии или при ее недостаточной информативности. Кроме того, для оценки динамики структурно-функционального состояния головного мозга используется модифицированная шкала комы Глазго и данные нейросонографии. Они же применяются для интраоперационного и динамического (повторные исследования на 3 день, при выписке, через 6 и 12 месяцев) контроля.
«Педиатрическая» модель обследования детей с черепно-мозговой травмой безусловно жизнеспособна, но имеет определенные возрастные ограничения, связанные со сроками существования костного «ультразвукового окна», то есть она адекватна для младшей возрастной группы пострадавших или требует усовершенствования ультразвуковой техники. Поэтому у детей, особенно старшего возраста, чаще применяются «классическая» и «современные» модели лечебно-диагностической тактики при черепно-мозговой травме. «Классическая» модель предполагает неврологический осмотр, ЭхоЭГ, краниографию и динамическое наблюдение за больным. При подозрении на наличие внутричерепных гематом — проведение ангиографии или наложение поисковых фрезевых отверстий. Эта модель требует госпитализации всех пострадавших с черепно-мозговой травмой, независимо от ее тяжести, а оперативное вмешательство — широких костно-пластических или резекционных трепанаций. Основными недостатками «классической» модели являются: малая информативность диагностики, агрессивность диагностических и оперативных манипуляций, достаточно высокая финансовая затратность, связанная с длительной госпитализацией всего потока пострадавших с черепно-мозговой травмой. В противоположность «классической» модели «современная» модель обследования основана на широком использовании в диагностике пострадавших КТ. Эта модель является в настоящее время наиболее эффективной, но требует соответствующего оснащения отделений.
Поэтому в настоящее время все алгоритмы (модели) обследования пострадавших с черепно-мозговой травмой используются на практике и зависит это от конкретной обстановки, возможностей и обеспеченности учреждений современным техническим оборудованием, возраста пациента.
Несмотря на значительное развитие современных диагностических возможностей в нейротравматологии, появление методов прижизненной визуализации мозговых структур, клинико-неврологический метод обследования остается основным и обязательным в диагностических построениях при черепно-мозговой травме. При этом важен не только учет анамнестических и психоневрологических данных как таковых, но и учет динамики клинических проявлений черепно-мозговой травмы.
I. Клинико-неврологическая диагностика
Клинико-неврологическая диагностика различной степени тяжести черепно-мозговой травмы строится на основе информации о наличии травматического воздействия на область головы по прямому механизму или опосредованно, по данным осмотра мягких тканей головы, подтверждающих травмирующее воздействие, по информации о механизме травмы, данных о нарушении сознания после травмы и результатах психоневрологического обследования пострадавшего. Возраст пострадавших накладывает свой отпечаток на все диагностические построения у детей: частое отсутствие информации о механизме травмы, отсутствие сведений о потере сознания, невозможность четко собрать жалобы больного, выраженность вегетативных проявлений при стрессовых ситуациях, несоответствие тяжести мозговых повреждений и клинических проявлений.
- Назад
- Вперёд >>