Современные возможности диагностики череп­но-мозговой травмы значительно расширились в связи с внедрением клиническую практику высо­ко информативных методов прижизненной пря­мой экспресс визуализации состояния внутриче­репного пространства (компьютерная томогра­фия, магнитно-резонансная и позитронно-эмиссионная томография). Однако, и другие традицион­ные методы исследования не утратили своего зна­чения, подчас определяя все диагностические по­строения. Особенно большое значение дополни­тельные методы обследования приобретают в пе­диатрической практике, где возможности словес­ного контакта значительно ограничены, а объем психоневрологического обследования сужен в связи с возрастом пациентов.

Офтальмологическое исследование оказывает значительную помощь в топической диагностике очагов поражения первичного или вторичного генеза, позволяет судить о состоянии внутричерепного давления. Не закончившаяся организация зритель­ного анализатора и мозга у детей накладывает отпе­чаток на особенности проведения офтальмологиче­ского исследования и на его возможности. В млад­шей возрастной группе детей возникают большие трудности в оценке состояния зрительных функ­ций, т.к. ребенок не в состоянии дать словесный от­вет на свои субъективные ощущения. Следует по­мнить, что острота зрения у детей до 6 месяцев рав­на 0,02 — 0,04, к году достигает 0,1 и только к 5 го­дам достигает 1,0. Кроме того, глаза новорож­денного двигаются независимо друг от друга (симп­том «кукольных глаз»), их содружественная реак­ция и фиксация взора наступает на 6 — 7 неделе постнатальной жизни. Только на 10 —14 неделе появ­ляется способность распознавать предметы, зрачко­вая реакция на боль.

При наружном осмотре можно обнаружить признаки, указывающие на переломы костей осно­вания черепа и орбиты, повреждение глазодвига­тельных нервов, поражение стволовых отделов моз­га. Наиболее часто обнаруживаются подкожные кровоизлияния области век, как один из признаков ретробульбарной гематомы, переломов костей ор­биты и основания передней черепной ямы, сочетаю­щиеся с экзофтальмом или энофтальмом, с асимме­тричным по горизонтали или вертикали стоянием глазных яблок. Наличие пульсирующего экзоф­тальма, сосудистый шум, мидриаз и глазодвигатель­ные нарушения — явные признаки посттравматического каротидно-кавернозного соустья. Снижение роговичного рефлекса с двух сторон, нарушение зрачковых реакций на свет, парез взора вверх и вниз, вертикальное разностояние глазных яблок — четкие симптомы поражения среднего мозга.

Исследование состояния зрачков и их реакции на свет приобретает особое значение в детской ней­ротравматологии, так как их состояние прямо не свя­зано с возрастом пострадавшего и степенью «выклю­чения» сознания. Результаты исследований Плам Ф. и Познер Д. показали, что при поражении диэнцефальной области зрачковые реакции на свет сохра­няются, но имеет место миоз; при покрышковом пора­жении — широкие фиксированные зрачки или их иг­ра (гиппус); при поражении среднего мозга — фикси­рованные зрачки средней величины; при поражении моста — точечные зрачки. Особое значение имеет не­равенство зрачков (анизокория). Одностороннее су­жение зрачка с сохранением реакции на свет и частич­ным птозом при травме встречается редко. Обычно это ранний признак вовлечения в процесс височной доли или составляющая симптома Клод Бернара — Горнера при выпадении симпатической иннервации глаза. Значительно большее значение имеет односто­роннее расширение зрачка (мидриаз) с нарушением реакции на свет. Чаще этот признак развивается при сдавлении ствола мозга или корешка глазодвигатель­ного нерва при височно-тенториальном вклинении. Особое значение имеет появление данного симптома при динамическом наблюдении за больным. Появле­ние анизокории с односторонним мидриазом при на­растающем нарушении сознания являются четким признаком нарастающей компрессии головного мозга с развитием дислокации и вклинения, что обычно имеет место при внутричерепных оболочечных гема­томах. Обнаружение этого симптома в раннем посттравматическом периоде в сочетании с нарушениями подвижности глазного яблока говорят о непосредст­венной травме глазодвигательного нерва.

Исследование состояния роговичных рефлексов у больных, находящихся в коматозном состоянии, важный элемент офтальмологического обследова­ния пострадавшего. Их угнетение или отсутствие яв­ляются важным признаком тяжести черепно-мозго­вой травмы и указывают на первичное или вторич­ное вовлечение в процесс ствола мозга. Односторон­нее угнетение роговичного рефлекса имеет топичес­кое значение и встречается на стороне поражения при краниобазальных повреждениях или на проти­воположной — при поражении теменной доли мозга.

Исследование глазного дна при черепно-мозговой травме у детей редко обнаруживает значительные из­менения. Явления ангиопатии со спазмом артерий и расширением вен — обычная картина глазного дна у детей. В старшей возрастной группе может обнаружи­ваться застой дисков зрительных нервов, но чаще не в остром посттравматическом периоде. Обнаружение нисходящей первичной атрофии зрительного нерва является четким признаком его повреждения и чем ближе к глазному яблоку произошло повреждение, тем раньше обнаруживается атрофия. Важным при­знаком повреждения зрительного нерва является рез­кое снижение или отсутствие зрения с отсутствием или снижением прямой реакции на свет, но при со­хранении содружественной реакции.

Помогает судить об уровне поражения зритель­ного пути исследование поля зрения. Однако, зна­чение этого метода у детей резко ограничено, так как периферическое зрение у ребенка окончательно формируется только к году, а умение фиксировать взор на центральной метке периметра и следить за предметом развивается к школьному возрасту. По­этому ориентировочно по движению пальцев или цветной метки удается определить дефекты полей зрения у дошкольников и провести полноценное ис­следование в возрасте после 6 — 8 лет.

Отоневрологическое исследование важная со­ставляющая комплексного обследования постра­давших с черепно-мозговой травмой. Исследование позволяет оценить состояние I, V, VIII, IX, X пар че­репных нервов. Во многом его объем определяется тяжестью состояния пострадавшего и при тяжелой черепно-мозговой травме часто ограничивается ос­мотром ЛОР-органов. При сохранении сознания воз­можно более полное обследование с исследованием вкуса, обоняния, слуха, чувствительности, вестибу­лярных рефлексов, отокинетического нистагма.

При наружном осмотре удается обнаружить кровотечение или ликворею из носа, уха, редко вы­деление мозгового детрита. Выявить прямые или косвенные признаки переломов костей носа, осно­вания передней или средней черепной ям, околоносовых пазух. Обнаружить повреждения наружного слухового прохода, повреждения барабанной пере­понки или слизистой носа.

При исследовании обоняния у пострадавших с лобно-базальными поражениями, у которых в ре­зультате травмы повреждаются обонятельные нити, обонятельный нерв, удается обнаружить одно- или двустороннюю потерю обоняния. В противополож­ность этому, при височно-базальных поражениях обоняние сохраняется, но нарушается распознава­ние или появляются обонятельные обманы.

Исследование вкуса у детей также ограничено, но в старшей возрастной группе детей оно может дать важную информацию. При переломах пирами­ды височной кости удается обнаружить нарушение вкуса на передних 2/3 языка на стороне поражения.

Исследование слуха у пострадавших с черепно-мозговой травмой имеет как топическое, так и про­гностическое значение. Это связано, в первую оче­редь, с анатомическими особенностями слухового пути, идущего от внутреннего уха до височной доли. От слухового рецептора в пирамиде височной кости (улитка) волокна идут во внутреннем слуховом проходе в мостомозжечковый угол, а затем в кохлеарные ядра, расположенные в латеральных отделах дна IVжелудочка. От ядер, частично перекрещива­ясь, волокна поднимаются к задним бугоркам четве­рохолмия и внутренним коленчатым телам, а оттуда расходятся к височным долям мозга. Такая протя­женность слухового пути, его прохождение через различные структуры мозга, позволяет уточнить уровень поражения мозга.

Наиболее часто при черепно-мозговой травме слух нарушается при переломах пирамиды височ­ной кости. При поперечных трещинах обыч­но повреждаются рецепторы или волокна корешка слухового нерва. При этом снижается слух или воз­никает глухота на стороне поражения, а на проти­воположной стороне обнаруживается снижение слуха на высокие тона. Глухота чаще является стойкой и необратимой. При продольных трещинах пирамиды височной кости, как правило, полной глухоты не наступает, а слух снижается по типу на­рушения звуковосприятия и звукопроведения.

Исследование вестибулярного анализатора включают в себя изучение реакций сенсорных, вестибуло-глазодвигательных, вестибуло-спинальных, вестибуло-вегетативных. Наибольшее значе­ние при черепно-мозговой травме имеют спонтан­ные вестибулярные симптомы, так как исследова­ние экспериментальных вестибулярных симпто­мов (калорическая проба, вращательная проба) ча­сто невозможно. Спонтанный нистагм возникает только при патологических состояниях, захватыва­ющих любой из участков вестибулярного пути (по­лукружные каналы, вестибулярный узел, корешки VIIIнерва, вестибулярные ядра дна IVжелудочка, связи вестибулярных ядер с IIIи VIнервами). Пе­риферический нистагм всегда клонический, в то время как центральный может быть клоническим, тоническим, нерегулярным.

Возрастные мужские интимные проблемы

нарушения эрекции
Множество исследований определило, что сексуальное желание по мере старения никуда не…

Любриканты увеличивают риск вагинальных инфекций

Американские ученые из Калифорнийского университета опросили и обследовали 140 женщин в…

Как избежать неловких моментов в постели?

При фразе «заниматься любовью» мы представляем себе романтичную картину: свечи, атласная…

Чего боятся «беременные» мужчины?

беременность, страх беременности, боязнь беременности, психология мужчин
Психологическая перестройка, происходящая с женщинами во время беременности, изучается…

Злаковые могут быть вредны детям.

целиакия, глиадин
Целиакия - это непереносимость глиадина, являющейся составной частью клейковины ржи и…

Семь сладостей, от которых не толстеют

сладости, похудение, фигура
До чего замечательно законсить сытный обед чайком с какой-нибудь сладенькой вкусностью.…
Вы здесь: Главная - Разделы медицины - Неврология и нейрохирургия - Черепно-мозговая травма у детей - Дополнительные методы диагностики ЧМТ