Алгоритм обследования пострадавших с череп­но-мозговой травмой обеспечивает наибольшую эф­фективность лечебно-диагностических мероприя­тий, направленных на сохранение жизни пострадав­шего, уменьшение степени его инвалидизации при наименьших экономических затратах и достаточной доступности населения.

Санкт-Петербургской школой детских нейрохи­рургов в течение многих лет разрабатывается и внедряется «педиатрическая» модель оказания меди­цинской помощи детям с черепно-мозговой травмой. В 1997 году на I Всероссийской конференции «Трав­ма нервной системы у детей» эта модель признана оптимальной и рекомендована к широкому внедре­нию. Сущность «педиатрической» модели состо­ит во включении в первичную диагностику черепно-мозговой травмы у детей, кроме неврологического осмотра, нейросонографии и ограничение примене­ния краниографии и КТ. Рекомендуется применять нейросонографию всем детям, перенесшим черепно-мозговую травму, независимо от ее тяжести. КТ ис­пользуется только для подтверждения выявленной патологии при нейросонографии или при ее недоста­точной информативности. Кроме того, для оценки динамики структурно-функционального состояния головного мозга используется модифицированная шкала комы Глазго и данные нейросонографии. Они же применяются для интраоперационного и динами­ческого (повторные исследования на 3 день, при вы­писке, через 6 и 12 месяцев) контроля.

«Педиатрическая» модель обследования детей с черепно-мозговой травмой безусловно жизнеспособ­на, но имеет определенные возрастные ограничения, связанные со сроками существования костного «ульт­развукового окна», то есть она адекватна для младшей возрастной группы пострадавших или требует усовер­шенствования ультразвуковой техники. Поэтому у де­тей, особенно старшего возраста, чаще применяются «классическая» и «современные» модели лечебно-ди­агностической тактики при черепно-мозговой травме. «Классическая» модель предполагает неврологичес­кий осмотр, ЭхоЭГ, краниографию и динамическое наблюдение за больным. При подозрении на наличие внутричерепных гематом — проведение ангиографии или наложение поисковых фрезевых отверстий. Эта модель требует госпитализации всех пострадавших с черепно-мозговой травмой, независимо от ее тяжести, а оперативное вмешательство — широких костно-пла­стических или резекционных трепанаций. Основными недостатками «классической» модели являются: ма­лая информативность диагностики, агрессивность ди­агностических и оперативных манипуляций, доста­точно высокая финансовая затратность, связанная с длительной госпитализацией всего потока пострадав­ших с черепно-мозговой травмой. В противополож­ность «классической» модели «современная» модель обследования основана на широком использовании в диагностике пострадавших КТ. Эта модель является в настоящее время наиболее эффективной, но требует соответствующего оснащения отделений.

Поэтому в настоящее время все алгоритмы (мо­дели) обследования пострадавших с черепно-мозго­вой травмой используются на практике и зависит это от конкретной обстановки, возможностей и обеспеченности учреждений современным техниче­ским оборудованием, возраста пациента.

Несмотря на значительное развитие современных диагностических возможностей в нейротравматологии,     появление методов прижизненной визуализации мозговых структур, клинико-неврологический метод обследования остается основным и обязательным в диагностических построениях при черепно-мозговой травме. При этом важен не только учет анамнестических и психоневро­логических данных как таковых, но и учет динамики клинических проявлений черепно-мозговой травмы.

 I. Клинико-неврологическая диагностика

 Клинико-неврологическая диагностика различ­ной степени тяжести черепно-мозговой травмы строится на основе информации о наличии травма­тического воздействия на область головы по прямо­му механизму или опосредованно, по данным осмо­тра мягких тканей головы, подтверждающих трав­мирующее воздействие, по информации о механиз­ме травмы, данных о нарушении сознания после травмы и результатах психоневрологического об­следования пострадавшего. Возраст пострадавших накладывает свой отпечаток на все диагностические построения у детей: частое отсутствие информации о механизме травмы, отсутствие сведений о потере сознания, невозможность четко собрать жалобы больного, выраженность вегетативных проявлений при стрессовых ситуациях, несоответствие тяжести мозговых повреждений и клинических проявлений.

Злаковые могут быть вредны детям.

целиакия, глиадин
Целиакия - это непереносимость глиадина, являющейся составной частью клейковины ржи и…

Чего боятся «беременные» мужчины?

беременность, страх беременности, боязнь беременности, психология мужчин
Психологическая перестройка, происходящая с женщинами во время беременности, изучается…

Возрастные мужские интимные проблемы

нарушения эрекции
Множество исследований определило, что сексуальное желание по мере старения никуда не…

Как избежать неловких моментов в постели?

При фразе «заниматься любовью» мы представляем себе романтичную картину: свечи, атласная…

Почему у женщин болит голова?

головная боль у женщин, почему болит голова, болит голова
«У меня болит голова» - эта фраза уже стала банальной, и навсегда прописалась в местном…

Любриканты увеличивают риск вагинальных инфекций

Американские ученые из Калифорнийского университета опросили и обследовали 140 женщин в…
Вы здесь: Главная - Разделы медицины - Неврология и нейрохирургия - Черепно-мозговая травма у детей - Диагностика ЧМТ у детей