Современное развитие инструментальных мето­дов диагностики поражений головного мозга значи­тельно расширило возможности уточненной диа­гностики вида, формы и тяжести травматических повреждений, но не снизило значение психоневрологического обследования больного и необходимос­ти комплексного осмысления полученной информа­ции. Излишний техницизм в нейротравматологии, недооценка динамичности процессов, развиваю­щихся в организме в ответ на травму мозга, их мно­гообразия и учета всех факторов, определяющих ле­чебную тактику (возраст, преморбидный фон, выра­женность ответных реакций и т.д.) могут явиться причиной неверных тактических решений. Особен­но это касается детского контингента пострадав­ших, когда возрастные особенности развивающего­ся организма, отличия их ответных реакций и ком­пенсаторных возможностей требуют отхода от стан­дартных решений и выбора оптимальных тактичес­ких решений. Вместе с тем, основы топической диа­гностики и семиотики поражений головного мозга у детей остаются едиными с взрослыми.

Признаки поражения мозговых структур по сво­ему характеру можно разделить на три группы: вы­падение, раздражение и разобщение. Симптомы вы­падения характеризуются недостаточностью двига­тельной, чувствительной, рефлекторной, речевой или другой функций. Симптомы раздражения ха­рактеризуются повышенной функцией того или иного отдела мозга и проявляются в виде эпилепти­ческих приступов, гиперкинезов, галлюцинаций и т.д. Симптомы разобщения отражают нарушение связей коры мозга с подкорково-стволовыми струк­турами и характеризуются растормаживанием по­следних, что проявляется комплексом сложных па­тологических рефлексов, различных автоматизмов, вегето-висцеральных нарушений.

По своему происхождению все психоневрологи­ческие симптомы поражения головного мозга при ЧМТ можно разделить на первичные, возникающие непосредственно после травмы, и обусловленные повреждением мозговой ткани, а также на вторич­ные, как результат развивающейся патофизиологи­ческой реакции мозга на травмирующее воздейст­вие (отек, ишемия, дислокация, компрессия и т.д.).

Из общего комплекса неврологических симпто­мов при поражениях головного мозга выделяют общемозговые, оболочечные, очаговые и стволовые симптомы. Их выраженность, динамичность, соче­тания при ЧМТ весьма разнообразны и отражают всю сложность и многообразие развивающихся па­тофизиологических реакций мозга на травмирую­щее воздействие, при которых преморбидное со­стояние и степень развития мозга существенно влияют на их течение.

К общемозговым симптомам, в первую очередь, относят состояние сознания пострадавшего. Первич­ное выключение сознания после травмы является до­статочно четким признаком ЧМТ, длительность и глубина которого четко коррелируется с тяжестью ЧМТ у взрослых, но не всегда сов­падает у детей. По степени нарушения созна­ния выделяют оглушение, сопор и кому. Для количе­ственной оценки нарушения сознания используется в нейротравматологии чаще шкала ком Глазго.

Нарушения сознания при ЧМТ включают боль­шой комплекс психотических, субпсихотических и пограничных изменений. Однако, ведущими для острого периода ЧМТ являются нару­шения ориентировки и амнезии. Определение ориен­тировки больного во времени, месте и собственной личности является важным компонентом обследова­ния пациента, позволяющим выяснить степень нару­шения сознания, а следовательно и степень тяжести травмы мозга. Эта же зависимость существует с дли­тельностью и выраженностью посттравматической амнезии, среди которой выделяют конградную амне­зию (отсутствие воспоминаний на период нарушения сознания после ЧМТ), антероградную (отсутствие воспоминаний на период после нарушения созна­ния) и ретроградную (нарушение воспоминаний на период предшествующий нарушению сознания).

Менингеальный синдром, как признак раздраже­ния мозговых оболочек при ЧМТ, может быть связан с раздражением мягких мозговых оболочек субарахноидальным кровоизлиянием, с раздражением твер­дой мозговой оболочки гематомой или отломками костей черепа, раздражением оболочек вторичным воспалительным или объемным процессом. Менингеальный синдром проявляется головной болью, рво­той, общей гиперестезией, светобоязнью, болезнен­ностью при движениях глазных яблок, ригидностью мышц затылка, симптомами Кернига, Брудзинского. У детей младшего возраста обнаруживается симптом «подвешивания» по Ласажу — приведение ног к жи­воту при поднятии ребенка за подмышки.

Очаговые симптомы поражения головного моз­га при ЧМТ указывают либо на локальное повреж­дение мозговой паренхимы, либо на вторичное во­влечение мозговых структур в патологический про­цесс. Сочетание общемозговых и очаговых симпто­мов при ЧМТ весьма вариабельно и отражает всю сложность и многообразие реакций мозга на травму. Кроме того, вовлечение в процесс подкорковых и стволовых структур добавляет свой компонент в пе­струю мозаику неврологических проявлений ЧМТ.

Грубо семиотика очагового поражения головного мозга может быть представлена в следующем виде.

 

Почему у женщин болит голова?

головная боль у женщин, почему болит голова, болит голова
«У меня болит голова» - эта фраза уже стала банальной, и навсегда прописалась в местном…

Возрастные мужские интимные проблемы

нарушения эрекции
Множество исследований определило, что сексуальное желание по мере старения никуда не…

Семь сладостей, от которых не толстеют

сладости, похудение, фигура
До чего замечательно законсить сытный обед чайком с какой-нибудь сладенькой вкусностью.…

Как избежать неловких моментов в постели?

При фразе «заниматься любовью» мы представляем себе романтичную картину: свечи, атласная…

Злаковые могут быть вредны детям.

целиакия, глиадин
Целиакия - это непереносимость глиадина, являющейся составной частью клейковины ржи и…

Любриканты увеличивают риск вагинальных инфекций

Американские ученые из Калифорнийского университета опросили и обследовали 140 женщин в…
Вы здесь: Главная - Разделы медицины - Неврология и нейрохирургия - Черепно-мозговая травма у детей - Семиотика ЧМТ у детей