Современное развитие инструментальных мето­дов диагностики поражений головного мозга значи­тельно расширило возможности уточненной диа­гностики вида, формы и тяжести травматических повреждений, но не снизило значение психоневрологического обследования больного и необходимос­ти комплексного осмысления полученной информа­ции. Излишний техницизм в нейротравматологии, недооценка динамичности процессов, развиваю­щихся в организме в ответ на травму мозга, их мно­гообразия и учета всех факторов, определяющих ле­чебную тактику (возраст, преморбидный фон, выра­женность ответных реакций и т.д.) могут явиться причиной неверных тактических решений. Особен­но это касается детского контингента пострадав­ших, когда возрастные особенности развивающего­ся организма, отличия их ответных реакций и ком­пенсаторных возможностей требуют отхода от стан­дартных решений и выбора оптимальных тактичес­ких решений. Вместе с тем, основы топической диа­гностики и семиотики поражений головного мозга у детей остаются едиными с взрослыми.

Признаки поражения мозговых структур по сво­ему характеру можно разделить на три группы: вы­падение, раздражение и разобщение. Симптомы вы­падения характеризуются недостаточностью двига­тельной, чувствительной, рефлекторной, речевой или другой функций. Симптомы раздражения ха­рактеризуются повышенной функцией того или иного отдела мозга и проявляются в виде эпилепти­ческих приступов, гиперкинезов, галлюцинаций и т.д. Симптомы разобщения отражают нарушение связей коры мозга с подкорково-стволовыми струк­турами и характеризуются растормаживанием по­следних, что проявляется комплексом сложных па­тологических рефлексов, различных автоматизмов, вегето-висцеральных нарушений.

По своему происхождению все психоневрологи­ческие симптомы поражения головного мозга при ЧМТ можно разделить на первичные, возникающие непосредственно после травмы, и обусловленные повреждением мозговой ткани, а также на вторич­ные, как результат развивающейся патофизиологи­ческой реакции мозга на травмирующее воздейст­вие (отек, ишемия, дислокация, компрессия и т.д.).

Из общего комплекса неврологических симпто­мов при поражениях головного мозга выделяют общемозговые, оболочечные, очаговые и стволовые симптомы. Их выраженность, динамичность, соче­тания при ЧМТ весьма разнообразны и отражают всю сложность и многообразие развивающихся па­тофизиологических реакций мозга на травмирую­щее воздействие, при которых преморбидное со­стояние и степень развития мозга существенно влияют на их течение.

К общемозговым симптомам, в первую очередь, относят состояние сознания пострадавшего. Первич­ное выключение сознания после травмы является до­статочно четким признаком ЧМТ, длительность и глубина которого четко коррелируется с тяжестью ЧМТ у взрослых, но не всегда сов­падает у детей. По степени нарушения созна­ния выделяют оглушение, сопор и кому. Для количе­ственной оценки нарушения сознания используется в нейротравматологии чаще шкала ком Глазго.

Нарушения сознания при ЧМТ включают боль­шой комплекс психотических, субпсихотических и пограничных изменений. Однако, ведущими для острого периода ЧМТ являются нару­шения ориентировки и амнезии. Определение ориен­тировки больного во времени, месте и собственной личности является важным компонентом обследова­ния пациента, позволяющим выяснить степень нару­шения сознания, а следовательно и степень тяжести травмы мозга. Эта же зависимость существует с дли­тельностью и выраженностью посттравматической амнезии, среди которой выделяют конградную амне­зию (отсутствие воспоминаний на период нарушения сознания после ЧМТ), антероградную (отсутствие воспоминаний на период после нарушения созна­ния) и ретроградную (нарушение воспоминаний на период предшествующий нарушению сознания).

Менингеальный синдром, как признак раздраже­ния мозговых оболочек при ЧМТ, может быть связан с раздражением мягких мозговых оболочек субарахноидальным кровоизлиянием, с раздражением твер­дой мозговой оболочки гематомой или отломками костей черепа, раздражением оболочек вторичным воспалительным или объемным процессом. Менингеальный синдром проявляется головной болью, рво­той, общей гиперестезией, светобоязнью, болезнен­ностью при движениях глазных яблок, ригидностью мышц затылка, симптомами Кернига, Брудзинского. У детей младшего возраста обнаруживается симптом «подвешивания» по Ласажу — приведение ног к жи­воту при поднятии ребенка за подмышки.

Очаговые симптомы поражения головного моз­га при ЧМТ указывают либо на локальное повреж­дение мозговой паренхимы, либо на вторичное во­влечение мозговых структур в патологический про­цесс. Сочетание общемозговых и очаговых симпто­мов при ЧМТ весьма вариабельно и отражает всю сложность и многообразие реакций мозга на травму. Кроме того, вовлечение в процесс подкорковых и стволовых структур добавляет свой компонент в пе­струю мозаику неврологических проявлений ЧМТ.

Грубо семиотика очагового поражения головного мозга может быть представлена в следующем виде.

 

Злаковые могут быть вредны детям.

целиакия, глиадин
Целиакия - это непереносимость глиадина, являющейся составной частью клейковины ржи и…

Как избежать неловких моментов в постели?

При фразе «заниматься любовью» мы представляем себе романтичную картину: свечи, атласная…

Возрастные мужские интимные проблемы

нарушения эрекции
Множество исследований определило, что сексуальное желание по мере старения никуда не…

Любриканты увеличивают риск вагинальных инфекций

Американские ученые из Калифорнийского университета опросили и обследовали 140 женщин в…

Чего боятся «беременные» мужчины?

беременность, страх беременности, боязнь беременности, психология мужчин
Психологическая перестройка, происходящая с женщинами во время беременности, изучается…

Почему у женщин болит голова?

головная боль у женщин, почему болит голова, болит голова
«У меня болит голова» - эта фраза уже стала банальной, и навсегда прописалась в местном…
Вы здесь: Главная - Разделы медицины - Неврология и нейрохирургия - Черепно-мозговая травма у детей - Семиотика ЧМТ у детей