Организм ребёнка в биологическом отношении не является стабильной структурой. Поскольку ре­бёнок постоянно растёт и развивается, каждый воз­растной этап своей жизни предстаёт в особом, каче­ственном своеобразии — морфологическом, физио­логическом, психологическом. В процессе развития он проходит через определённые стадии или перио­ды детского возраста. Поэтому недопустимо рассма­тривать ребёнка как взрослого в миниатюре. Нельзя также говорить об анатомо-физиологических нор­мах для детей вообще, без учёта возрастного аспекта.

Изучению развития детского организма, его анатомо-физиологических особенностей вообще, а чере­па и головного мозга в частности, посвящено множе­ство работ. Однако, в практическом отношении ока­залось наиболее удобным разделение развития дет­ского организма на внутриутробный и внеутробный, предложенное ещё в 1906 году Н.П. Гундобиным. Внеутробный период при этом разделяется на период новорожденности (до одного месяца жизни), грудной возраст (от одного месяца до одного года), ясельный возраст (от одного до трёх лет), дошколь­ный возраст (от трёх до 7 лет) и школьный возраст (от 7 до 14 лет). В некоторых публикациях, особенно зарубежных, к детскому возрасту относят и подрост­ковый или юношеский возраст - период полового со­зревания (от 14 до 18 лет).

Период новорожденности или неонатальный пе­риод начинается от первого вздоха ребёнка и про­должается до конца 4 недели его жизни. Он характе­ризуется незрелостью всех органов и систем, осо­бенно нервной системы. В период новорожденности все основные функции организма находятся в со­стоянии неустойчивого равновесия и даже незначи­тельные изменения окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важнейших жизнен­ных процессов. Для периода новорожденности ха­рактерны выраженная вазомоторная возбудимость, недостаточная развитость терморегуляторных ме­ханизмов (теплообразования и теплоотдачи),слабая развитость рецепторных аппаратов, гипореактив­ность, несовершенство обмена веществ (особенно водно-электролитного и белкового), пониженная возбудимость и легкая утомляемость коры мозга.

Грудной период (от месяца до года) характери­зуется более высоким, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. К концу первого года жизни масса тела ребёнка ут­раивается, рост увеличивается на 20-30 см, окруж­ность головы — на 10-15 см. Для этого периода свой­ственны значительная интенсификация обмена ве­ществ, увеличение мозговой субстанции, функцио­нальное совершенствование центральной нервной системы с повышением выносливости коры мозга к внешним раздражителям и нарастанием образова­ния всевозможных условных рефлексов, развитие психической деятельности, склонность к диффуз­ным реакциям как со стороны мозга, так и всего ор­ганизма, резкое нарастание роли гормонов щито­видной и вилочковой желез.

Ясельный период (период первого детства — от года до 3 лет) характеризуется некоторым сниже­нием темпов физического развития ребёнка и ин­тенсивности нарастания мозговой субстанции, ростом ребенка в ширину (turgor primus), быстрым совершенствованием двигательных навыков, речи, психической деятельности, дальнейшим развити­ем пищеварительной системы, костного аппарата. В этом возрасте легче, чем в каком-либо другом, неблагоприятные факторы окружающей среды, воспитания отражаются на развитии ребёнка.

Дошкольный период (период второго детства — от 3 до 7 лет) характеризуется, при некотором об­щем замедлении роста, «вытягиванием» тела ре­бёнка в длину (proceritas prima), совершенствова­нием функциональных возможностей систем и организма, интенсивным развитием памяти, ин­теллекта, тонких координированных движений, усилением влияния гипофиза и вилочковой желе­зы. На фоне потери пассивного материнского им­мунитета возрастает частота инфекционных забо­леваний. В силу роста любознательности, отсут­ствия опыта и недостаточного присмотра возрас­тает частота травм и несчастных случаев.

Школьный период (отрочество или период тре­тьего детства — от 7 до 14 лет) характеризуется дальнейшим развитием функций больших полу­шарий головного мозга, улучшением памяти и по­вышением интеллекта, развитием и укреплением мышечного аппарата и скелета, перестройкой эн­докринной системы с возрастанием роли щито­видной железы и половых гормонов, ослаблением роли вилочковой железы и частично гипофиза. Именно несоответствие быстрого роста тела и от­дельных органов при неустойчивости вегето-эндокринной регуляции часто являются причиной функциональных расстройств сердечно-сосудис­той, нервной систем в этот возрастной период.

Подростковый период (период полового созре­вания — от 14 до 18 лет) характеризуется наиболь­шим развитием половых отличий, вилочковая же­леза заканчивает свою инволюцию, деятельность щитовидной железы подавляется половыми гормо­нами, усиливается функция гипофиза, заканчива­ется функциональное развитие коры больших по­лушарий мозга, совершенствуется функция под­корковых структур и вегетативных центров. Отме­чается повышенная эмоциональная лабильность, повышенная чувствительность, моторика становит­ся «угловатой», замедленной и взрывной.

Рассматривая анатомо-физиологические особен­ности детского организма, влияющие на клиничес­кие проявления и течение ЧМТ у детей, особо сле­дует остановиться на состоянии черепа и его содер­жимого, как объекта травматического воздействия. Череп новорожденного значительно отличается от черепа взрослого человека — мозговой череп преоб­ладает над лицевым, число костей больше, между костями крыши и основания черепа имеются про­слойки перепончатой соединительной ткани и хря­ща. Лицевой череп короткий и широкий, в нем хоро­шо развиты глазницы, верхняя челюсть, имеющая зачатки воздухоносных пазух и лишенная альвео­лярных отростков, малых размеров. Лобные пазухи практически отсутствуют. Основание черепа срав­нительно малое и длинное, а свод большой. Заты­лочная кость состоит из базилярной части, чешуи и латеральных частей, между которыми имеются хря­щевые прослойки. Лобная кость состоит из двух ко­стей, соединенных хрящевым швом. Большие кры­лья не сращены с телом клиновидной кости, малые крылья недоразвиты. Вершина пирамиды височной кости развита слабо, наружный слуховой проход ко­роткий, сосцевидный отросток почти отсутствует. Средняя черепная яма глубокая и широкая, а задняя черепная яма — плоская и узкая. Между от­дельными костями и их частями наблюдаются боль­шие прослойки перепончатой соединительной тка­ни - роднички, которых у новорожденных 6. Они по­крыты кожей и апоневрозом, а со стороны полости черепа к ним прилежит твёрдая мозговая оболочка, По времени закрытия родничков можно оценить физическое развитие ребёнка. Малый род­ничок зарастает к 2-3 месяцам, стреловидный, ве­нечный и затылочный швы срастаются обычно к 3-4 месяцам, большой родничок «закрывается» к концу первого года жизни ребёнка.

Череп человека с момента рождения до конца жизни претерпевает большие изменения. Их услов­но разделяют на три периода. Первый охватывает возраст от рождения до 7 лет. Для этого периода ха­рактерен активный рост черепа (в первые 6 месяцев объём мозгового черепа удваивается, от года до двух лет — утраивается и к 5 годам достигает 3/4 объёма взрослого человека). Важным моментом является формирование швов, которые не только «скрепля­ют» отдельные кости черепа, но и служат местом их роста. Второй период изменений наступает в возра­сте 8-14 лет и характеризуется относительным за­медлением темпа роста костей черепа со значитель­ным увеличением полостей носа, верхней челюсти, глазницы. Третий период охватывает подростковый возраст, но нередко заканчивается только к 20-25 годам, когда развитие черепа завершается.

Кожные покровы черепа у новорожденных тон­кие, нежные, содержат много подкожной клетчатки. В подкожной клетчатке мало соединительно-тканных перемычек, поэтому кожа легко собирается в складку, легко смещается. Апоневроз развит слабо, легко отделяется от подкожной клетчатки, рыхло соединен с надкостницей, что является благоприят­ным условием для возникновения подапоневротических гематом. В противоположность этому, надкостница развита хорошо, но она легко отслаи­вается от кости и плотно фиксирована к краям кос­ти в месте швов, что ограничивает распространение поднадкостничных гематом площадью кости.

Головной мозг при рождении относительно велик и весит около 400 г, что составляет 1/8 части тела но­ворожденного (у взрослого он составляет 1/40). Уд­воение массы головного мозга происходит к 9-10 ме­сяцу, утроение — к трём годам жизни, к 20 годам он увеличивается в 4-5 раз. Размеры лобных долей отно­сительно меньшие, чем у взрослого, а затылочные, наоборот, большие. Мозжечок развит слабо, мозоли­стое тело короткое и тонкое, боковые желудочки ши­рокие и растянутые. В полушариях большого мозга новорожденного уже хорошо выражены борозды, крупные извилины. Мелкие борозды формируются в течении 5-6 лет жизни. У новорожденного корковые клетки, нервные центры, стриарное тело, пирамид­ные пути развиты недостаточно. Серое и белое веще­ство плохо дифференцированы. Нервные клетки ко­ры не имеют достаточно отростков. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей заканчивает­ся в разные сроки: внутричерепных нервов к 3-4 ме­сяцам, черепных к году, пирамидных путей к 2-3 го­дам, блуждающего нерва к 3-4 годам. В целом миелинизация завершается только к 3-5 годам.

Более завершенную структуру к моменту рожде­ния имеет таламо-паллидарная система, где миелинизация происходит ещё внутриутробно.

Наряду с недостаточным развитием клеток коры большого мозга и её центров, отмечается функцио­нальная слабость корковых центров. Множество им­пульсов, поступающих в кору от интеро- и экстерорецепторов, вызывают её пассивное, длительное, иногда запредельное торможение. Именно поэтому дети первого месяца жизни спят большую часть су­ток. Основные жизненные функции новорожденно­го регулируются межуточным мозгом (подкорковые центры таламо-паллидарной системы), что объясня­ет, в частности, не координированные, атетозоподоб­ные движения новорожденного. Постепенная дифференцировка и миелинизация нервных клеток VII слоя коры и их аксонов, составляющих пирамидные пути, обуславливает последовательность развития моторных и статических функций ребёнка. По мере «созревания» коры движения становятся всё более точными, целенаправленными, а подкорковые узлы остаются регулятором тонуса мышц.

Кровоснабжение мозга у детей более мощное, чем у взрослых. Это объясняется богатством капил­лярной сети, которая продолжает развиваться и по­сле рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстро растущей нерв­ной ткани в кислороде. Потребность мозга в кисло­роде у новорожденного в 20 с лишним раз выше, чем мышечной ткани, причем 3/4-4/5 всего кровоснаб­жения мозга приходится на серое вещество. Однако, отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых, так как диплоические вены костей черепа у них развиты не­достаточно, сеть сосудистых анастомозов между интра- и экстракраниальными бассейнами более выра­жена. Отсутствие венозных клапанов обеспечивает беспрепятственный ток крови из полости черепа в кожные сосуды и обратно.

Твёрдая мозговая оболочка у детей относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на боль­шой площади, особенно в области решетчатой кости, малых крыльев клиновидной кости, дна гипофизар­ной ямки, пирамид височной кости, затылочной кос­ти и краёв затылочного отверстия. Кроме того, обо­лочка плотно сращена с краями костей свода черепа в области швов, что ограничивает распространение эпидуральных кровоизлияний площадью кости. Сер­повидный отросток и намёт мозжечка тонки и укоро­чены. Венозные синусы тонкостенные и широко анастамосируют с венами головы, полости носа. Мягкая и паутинная оболочки очень нежные, субдуральные и субарахноидальные пространства уменьшены. Ци­стерны основания мозга, напротив, относительно ве­лики, а водопровод мозга расширен.

Чего боятся «беременные» мужчины?

беременность, страх беременности, боязнь беременности, психология мужчин
Психологическая перестройка, происходящая с женщинами во время беременности, изучается…

Возрастные мужские интимные проблемы

нарушения эрекции
Множество исследований определило, что сексуальное желание по мере старения никуда не…

Как избежать неловких моментов в постели?

При фразе «заниматься любовью» мы представляем себе романтичную картину: свечи, атласная…

Злаковые могут быть вредны детям.

целиакия, глиадин
Целиакия - это непереносимость глиадина, являющейся составной частью клейковины ржи и…

Почему у женщин болит голова?

головная боль у женщин, почему болит голова, болит голова
«У меня болит голова» - эта фраза уже стала банальной, и навсегда прописалась в местном…

Семь сладостей, от которых не толстеют

сладости, похудение, фигура
До чего замечательно законсить сытный обед чайком с какой-нибудь сладенькой вкусностью.…
Вы здесь: Главная - Разделы медицины - Неврология и нейрохирургия - Черепно-мозговая травма у детей - Анатомо-физиологические особенности головного мозга и черепа у детей